Мне кажется, что ампир — это самый естественный стиль для человека.
Ни в одном другом стиле нет такого внимания предметам быта,
среди которых, собственно, и протекает жизнь человека.
Аркадий Гайдамак, «Русский ампир»
Ампир (от франц. empire — империя) — стиль в архитектуре и декоративном искусстве трёх первых десятилетий ХIХ века, завершивший собою развитие классицизма. Массивные, подчёркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие древних империй — Древнего Египта, Рима, древнегреческой архаики — служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы.
Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров.
Идеи величия государственной власти ампир выражал и в архитектуре многих европейских стран, но особенно мощно он прозвучал в России, оставив классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов. В Европе этот стиль отличали строгие архитектурные формы (дорический и тосканский ордера), а кроме того — частое обращение к древнеегипетским декоративным формам (военные трофеи, крылатые сфинксы и т. д.).
Искусство ампира — наверное, самая блистательная и регулярно возвращающаяся эпоха русской культуры. Величественность форм и благородство пропорций имперского стиля словно бы созданы для России, которая по самой своей историко-психологической сути всегда тяготела к монархии. Относительно недавнее тому подтверждение — феномен так называемого сталинского ампира, когда устремлённые вверх колонны и шпили изукрасили себя не менее героической, чем при Наполеоне, новой символикой — серпами-молотами, ружьями и звёздами. Мы не устаём восхищаться гармонией и мощью архитектурных ансамблей Петербурга, изумляемся горделивой мощи московских высоток. Лаконично, сурово, величественно обозначали себя одна за другой имперские эпохи нашей страны.
Можно долго и тщетно спорить о том, насколько справедливо предположение о фактическом возвращении монархии в наши дни, но популярность ампира как стиля — бесспорна.