На вкус и цвет приятелей нет

  17:49   28-11-2006

На вкус и цвет приятелей нет. Это не просто поговорка, а научно доказанный факт: у каждого из нас свои цветовые пристрастия и свое восприятие цвета. И, бесспорно, интерьер нашего жилища - замечательное поле для проявления индивидуальности. Умение чувствовать цвет и манипулировать его оттенками - один из критериев профессионализма дизайнера. Но, опираясь на некоторые общие правила, каждый из нас может проявить компетентность в выборе цветовой гаммы для собственного жилища.

При выборе цвета человек стремится к гармонии холодных (сине-зеленых, синих, голубых, фиолетовых) и теплых (красно-коричневых, оранжевых, желтых и желто-зеленых) цветов. Если цветовая гармония в интерьере достигнута, мы ощущаем комфорт на подсознательном уровне; если нет, начинаем испытывать беспокойство и раздражение. Замечено также, что темные тона привносят в интерьер сдержанность и покой, светлые, наоборот, оживляют. В теплых оттенках больше динамизма, они действуют возбуждающе; холодные успокаивают, располагают к отдыху. Слишком активные цвета могут раздражать и утомлять.

Психологи классифицируют цвета как тяжелые и легкие, глухие и звонкие, выступающие и отступающие. Так, теплые цвета считаются выступающими, холодные - отступающими. Светлые - легкими, темные - тяжелыми. Одна и та же кухня в зависимости от цвета может визуально характеризоваться как тяжелая или легкая.

В современной кухне цвету и фактуре материала отводится особая роль. Благодаря им кухни строгого "упрощенного" дизайна могут принимать различные стилистические характеристики.

Конечно, в выборе цвета в первую очередь нужно учитывать функциональную нагрузку, назначение помещения.

Кухня не только одно из самых активных, технологичных помещений в доме. В ней человек проводит немало времени, а если учитывать интеграцию этой зоны в остальное жилое пространство, то зачастую она превращается в место работы и отдыха.

Если кухня предназначена исключительно для приготовления пищи, то есть если это рабочая кухня, на которой большую часть времени находится один человек (как правило, женщина), то цвет выбирается, прежде всего, с учетом того, насколько он комфортен для хозяйки. Она может выбрать по-своему вкусу и яркую, энергичную цветовую гамму, и контрастное решение, и цвета-компаньоны, близкие друг другу, и черно-серо-белую гамму. Естественно, при учете многих других факторов, о которых мы скажем чуть позднее.

В том случае, когда на кухне и готовят, и принимают пищу, подходить к выбору цвета нужно осторожнее, учитывая, как он (или они) будут сказываться на настроении и даже аппетите всех членов семьи.

Цвет и пространство
У многих россиян кухня, к сожалению, не является самым большим помещением в квартире. Поэтому цвет, создавая в нем некую эмоциональную атмосферу, выполняет еще одну важную функцию: он создает иллюзию расширения или сужения пространства, то есть корректирует его размеры.

Темные тона как бы сжимают помещение, на основании чего кухни из темного массива для небольшого пространства не рекомендуются. Светлые цвета оптически расширяют пространство. Теплые хороши в рабочем интерьере, но слишком активные, такие, как красно-оранжевый, ярко-охристый, желтый, теснят помещение. И наоборот, светлые, холодные или нежные пастельные (разбеленные) тона расширяют пространство, делают его легким и воздушным.

Соотнося выбор цвета кухни с пропорциями помещения, следует опираться на знания о пространственных свойствах цвета, психологию восприятия, основанную на законах воздушной перспективы. Человеческий глаз, приспособившийся к восприятию цвета через воздушный слой, дающий голубое наложение, видит отдаленные предметы более холодными, чем они есть на самом деле, а близкие - более теплыми (например, отдаленный лес кажется нам не зеленым, а голубоватым).

В небольшой кухне обилие ярких или контрастных цветов утомляет и в конце концов надоест. А вот светлые, нежные оттенки будут здесь очень кстати.

Кухонные шкафы, как правило, занимают в интерьере значительное, если не основное место, особенно в ограниченном пространстве, которое хозяева стремятся оборудовать шкафами по максимуму. Так цвет мебели становится в цветовой палитре кухни доминирующим. И с этим фактом приходится считаться.

Помещение, в котором преобладают прохладные тона, будет казаться более просторным, поэтому если оно на самом деле большое, холодные цвета могут сделать его пустынным, как бы отрешенным. Впрочем, кому-то такая кухня будет по душе, а кому-то и нет.

И, наоборот, в соответствии с личными пристрастиями и темпераментом хозяйки,можно превратить небольшую кухню в яркую, экстравагантную шкатулку, при этом сделать это стильно. Однако в этом помещении нам приходится находиться много, поэтому интерьер может "давить".

Любой интенсивный цвет сделает функциональное помещение своеобразным, заметным, но кухня - не только шкафы и ящики, но и техника, посуда, утварь, аксессуары и множество деталей.

И тем не менее небольшая кухня вовсе не означает белую. В неболь- шомпространстве цвет имеет право быть, но подходить к нему нужно очень аккуратно, лучше принять за основу приглушенные, пастельные, нежные или спокойные тона.

Цвет и свет

В проектировании интерьера имеют значение и взаимодействие цвета с освещением, и ориентация помещения по сторонам света.

При искусственном освещении восприятие цвета становится иным, чем при естественном, поскольку различные источники света имеют разную, говоря научным языком, "цветовую температуру".

Слабая естественная освещенность помещения просит более теплых тонов. Поэтому для кухни с окнами, выходящими на север, уместнее подобрать фасады теплого цвета или белого, который можно оживить яркими пятнами. Южная сторона как бы обязывает к прохладной свежести цветовой гаммы, поскольку избыток солнца на рабочем месте так же плох, как и недостаток.

Цвет и стиль

Каждому из исторических стилей мебели традиционно соответствовали "модные",каждый в свое время, цвета, присутствовавшие и в отделке помещений, и в мебели.

В отличие от других помещений, в которых исторический стиль выдерживался достаточно четко, кухня до начала прошлого века была только рабочим помещением, и большинство стилевых изысков в "дизайне" кухонной мебели того времени не отражалось. Поэтому если современная квартира скрупулезно оформлена "под барокко", то сделать кухню "под барокко" возможно лишь в той мере, в какой это представляет фантазия дизайнера XXI века. А то, что сегодня принято называть "классикой" в кухонной мебели, не что иное, как реминисценция, некая отсылка к классическим мотивам, орнаментам, линиям, элементам, - словом, компиля- ция, не более того. К тому же совмещенная с технологичностью встроенного оборудования. Соответственно этому для кухни "a la classique" выбираются и цвета. О дереве в его природных тонах в данном материале речь не идет, мы говорим о цветах. так сказать, искусственного происхождения.

Стиль кантри ассоциируется не только с цветом дерева (в северо-европейских и скандинавских вариантах), но и с яркими красками (средиземноморское кантри). Здесь изысканно-грубоватые формы деревянной мебели оживляются яркими, чистыми и насыщенными природными красками: синей, желтой, бирюзовой, терракотовой, нередко в сочетании с белым. Поэтому, если вам хочется создать на кухне средиземноморский колорит, используйте сильные контрасты, например, сочетание ярко-синей мебели и белой штукатурки стен. Однако яркий отсыл к определенному стилю требует поддержки во всем интерьере: соответствующей плитки, кованых элементов и др. Все это дает возможность преобразить кухню в нашем вечном московском межсезонье и сделать из нее кусочек отпуска в Италии.

Еще один нюанс из средиземноморской палитры кухни, обмурованные плиткой: игра цвета, ; буйство фантазии, простор для собственного творчества!..

Что касается цвета в кухне современного дизайна, то тут можно позволить себе смелые эксперименты!

И тогда появляются красные, желтые, синие кухни, глянцевый блеск которых подчеркнет характер и уверенность их владельцев не хуже дорогого авто.

Цвет и фактура

Выбирая модный цвет и модную фактуру, не следует забывать и о практичности. Если покрытие фактурное, рельефное, например, структурный ла-минатили лак, то, пожалуй, не стоит увлекаться светлыми оттенками, так как загрязнения, неизбежно появляющиеся на кухне и хорошо заметные на светлом фоне, очень плохо смываются с шероховатой поверхности. Будучи, возможно, в восторге от предстоящей покупки, потребитель о каких-то там пятнах не задумывается, а зря...

Практически каждая итальянская фабрика {70% нашего рынка) и очень многие производители других стран обязательно имеют в ассортименте модель, выполненную в ярких цветах, как правило, в лакировке, глянцевой или матовой.

Причем в линейке производителя может быть до десяти, а иногда и значительно больше цветов. За небольшую доплату по колеровочной карте РАЛ можно выбрать и свой собственный цвет, учтя все нюансы интерьера.

Цвета, расположенные в цветовом круге рядом, влияют друг на друга и рождаютинтересные цветовые контрасты. Зная и понимая правила цветового контраста, можно заранее предположить, как будет выглядеть цвет на том или ином фоне.

Не рекомендуется сочетать цвета в пропорции один к одному. Интереснее, если какого-то цвета будет больше, а какого-то меньше. Согласно правилу "золотого сечения" соотношение основного и дополнительного цветов в идеале должно быть пять к трем. Естественно, не стоит измерять площадь каждой дверки, просто оцените композицию с учетом распределения цветов. К примеру, более тяжелая группа нижних шкафов и более легкий светлый верх. Если кухня разделена на функциональные зоны, скажем, зону готовки и зону хранения в виде высоких шкафов, то шкафы могут повторять колер стен, а рабочая зона -выделяться другим цветом.

В каталогах производителей встречается немало моделей, построенных на напряженных цветовых контрастах. В каких-то случаях это вполне оправданно, в зависимости от того, какая задача дизайнером ставится. И все же резкие контрастные цвета, постоянно находящиеся в поле зрения рабочей зоны кухни, раздражают.

Можно уйти от бьющих контрастов, использовав те же цвета в приглушенном, разбеленном виде. Или же поиграть на контрасте яркого и пастельного. Например, яркий синий и приглушенный цвет манго, фиолетовая кухня на теплом песочно-желтом фоне стены и наоборот.

Или модная оранжевая кухня на фоне серовато-голубых стен. В таком случае диаметральное положение цветов в круге сохраняется, но при этом сочетание получается не напряженным, а бодрым. Используя те же два цвета в ослабленных, пастельных оттенках, мы получим освежающее "весеннее" сочетание (например, фисташковый и розовый}.

А вот сочетание приближенных, переходных цветов (так называемое нюансное) действует успокаивающе.

Возможны, разумеется, и более смелые варианты, построенные на большем количестве колористических составляющих, но в этом случае без консультации с дизайнером вы рискуете устроить у себя дома цветовую мешанину, что, впрочем, может совсем не смутить молодую студенческую семью. С возрастом отношение к цвету меняется. Чем старше человек, тем приглушеннее, пас-тельнее становится приятная ему цветовая гамма.

Цвет перетекает...

Сегодня границы между зонами кухни, столовой, гостиной зачастую условны. Ведином сложном пространстве цвета соприкасаются друг с другом, перетекают из одной зоны в другую, воспринимаясь в новом контексте. Как в таком случае кухня будет смотреться из гостиной, сочетаться с мебелью столовой?..

Как правило, кухня более компактна по отношению к остальному пространству, поэтому она сама может стать цветовым акцентом, который освежит нейтральную гамму большой гостиной или столовой; при этом цвет кухни можно поддержать интересными деталями. Например, гостиная, выдержанная в оттенках белого и бежевого, и красная кухня, а на столике в гостиной букет красных тюльпанов или "Красный квадрат" на стене. Если не стоит задача привлечь к кухне внимание, она может быть полностью выдержана в той же цветовой гамме, что и весь интерьер единого пространства.

В таком случае имеет место то, что в биологии называется мимикрией. Кухня присутствует в пространстве, но в то же время растворяется в нем. И в этом случае можно пойти даже на такой рискованный, но интересный шаг, как совмещение в одном интерьере обстановки в историческом стиле и совершенно современной кухни.

Этот прием выручит и в ситуации, когда сложно подобрать цвет кухни из дерева тон в тон к другим предметам, использованным в обстановке гостиной. Тогда лучше выбрать крашеную мебель спокойного, ненавязчивого тона и этот же цвет использовать для отделки стен единого пространства кухни - столовой - гостиной. Например, белая или кремовая кухня с очень темным деревом обеденной группы, что, кстати, актуально и в классическом интерьере, и в современном.

http://likewomen.ru/like_state/letnie-vechernie-platya/